Несколько месяцев назад представители ФГУП НАМИ заявили, что двигатели, устанавливаемые на автомобили новой марки Aurus, планируют адаптировать под самолеты малой авиации. И сейчас Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) официально объявил о завершении данной работы. Проект, обозначенный как НИР «Адаптация», по адаптации автомобильного двигателя под сверхлегкие самолеты занял около года.
Авиационная версия мотором получила собственной индекс — АПД-500 (авиационный поршневой двигатель). Сообщается, что двигатель к настоящему моменту успешно прошел стендовые испытания в ООО «ОКБМ», проходившие в Воронеже, в связке с воздушным винтом. Тестирование проводилось совместно с представителями ФГУП НАМИ.
Как отмечено в официальном заявлении ЦИАМ, в рамках испытаний были получены характеристики в разных диапазонах. В частности, тестирование показало, что адаптированный двигатель способен обеспечивать передвижение самолета по земле и тягу, необходимую для взлета. Также были проверены другие параметры. В итоговом сообщении сказано, что в рамках испытаний получены именно те характеристики мощности, расхода топлива и веса силового агрегата, которые были заявлены в техническом задании.
В ходе адаптации инженеры столкнулись с трудностями при доработке исходных моторов под авиационные требования к электронным блокам управления силовых установок, их систем топливопитания и зажигания. Из-за этого часть навесного оборудования конструкторы переработали. Но наиболее серьезные трудности у инженеров возникли, когда они, занимаясь адаптацией, подводили характеристики автомобильных двигателей под авиационные агрегаты.
Полученные в ходе этого проекта результаты оказались положительными. Руководитель работ Лев Финкельберг подчеркнул, что проведенные работы показывают наличие возможности по адаптации автомобильных двигателей под нужды авиации.
Отметим, что к настоящему моменту проект еще не завершен. Инженерам предстоит провести испытания переработанного двигателя в термобарокамере, в которой создаются условия, максимально приближенные к реальным. В случае успешного завершения всего проекта инженеры планируют оснащать данный мотор новые самолеты малой авиации с 6- и 9-местной компоновкой.
Пока конструкторы не раскрывают технические характеристики адаптированного двигателя. Исходный мотор, устанавливаемый на седаны Aurus, объемом 4,4 литра выдает за счет двойного турбонаддува до 600 л.с. полезной мощности и 880 Н/м крутящего момента. Напомним, что его разработали инженер компании Porsche Engineering. Ранее российские конструкторы уже занимались адаптацией автомобильных двигателей для самолетов. Один из таких моторов, в частности, устанавливался на учебно-тренировочный Як-152.